Единый информационный классный час «Дети с аутизмом – кто они?»
Единый информационный классный час «Дети с аутизмом – кто они?»
Цель: формирование положительной установки у обучающихся в отношении детей с расстройством аутистического спектра.
Задачи:
1. Познакомить обучающихся с понятием аутизм и особенностями детей с аутизмом.
2. Принять участие в эксперименте.
3. Формировать навыки плодотворной работы в парах (самостоятельно).
4. Уметь выражать своё отношение к теме занятия.
5. Воспитывать толерантное отношение к детям с аутизмом.
Оборудование: доска (мультимедийная доска), наушники, шум улицы в записи карточки, фото Н. Вуйчича, ссылка на видеоролики - http://www.ppms-ra.ru/index.php/regionalnyj-resursnyj-tsentr-ras?id=417 (данные видеоролики расположены на сайте БУ РА «Центр ПМСС» в разделе «Региональный ресурсный центр РАС», вкладка «Для Вас, педагоги» - Видеоматериалы).
Ход классного часа
I. Вводное слово учителя.
Педагог: Сегодня наш классный час я хочу начать с короткого стихотворения:
Костер горел, и пламя пело
О Солнце и о гордости людей.
И голова моя горела
От горечи прожитых дней.
Мне скоро девять. Это вечность
В сравненьи с временем костра.
Но он согрел людей.
А я? …
( орфография и пунктуация авторская)
Педагог: Это стихотворение написала необычная девочка по имени Соня, когда ей было всего 8 лет. Она – ребенок с аутизмом.
II. Основная часть.
Педагог: Что вы знаете об аутизме? (ответы детей).
(Составляется схема (на доске, слайде) «Что мы знаем об аутизме?» в форме таблицы, кластера и т.п.)
Педагог: Ежегодно 2 апреля, начиная с 2008 года, отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма, установленный Генеральной Ассамблеей ООН.
Аутизм по-другому называют расстройством аутистического спектра. В этот день по всему миру в поддержку людей с этим расстройством проводится акция «Зажги синим» - улицы, площади, достопримечательности, витрины магазинов, залы музеев и галерей освещаются или декорируются синим цветом, который считается международным символом аутизма.
В нашей стране с 2017 года проходит Инклюзивный фестиваль #ЛюдиКакЛюди, который с 2020 года приобрел статус всероссийского.
Он дает возможность нам узнать о том, что такое аутизм, как живут люди с таким диагнозом, а также помочь обществу в понимании и принятии «особенных» детей и взрослых, чтобы они могли включиться в обычную жизнь.
Республика Алтай тоже поддержала движение фестиваля. Сегодня пройдет много мероприятий, посвященных этому дню. Одно из них - единый информационный классный час под названием «Дети с аутизмом – кто они?», который состоится во всех школах нашей Республики.
Сейчас мы посмотрим видеоролик, который поможет нам заглянуть в особый мир этих людей и разобраться, что такое аутизм.
Просмотр видеоролика №1 (http://www.ppms-ra.ru/index.php/regionalnyj-resursnyj-tsentr-ras?id=417 )
Примерная тематика вопросов:
- У каждого человека есть свои особенности, кто-то левша, кто-то ходит в очках, у кого-то волосы темные, а у кого-то светлые. Есть ли у вас особенности? Какие?
- Встречали ли вы людей с инвалидностью? Как вы реагировали, когда их видели?
- После просмотра фильма, как, на ваш взгляд, нужно вести себя при встрече с людьми с аутизмом?
(правильно направить разговор: уважительно, не надо набрасываться с вопросами, дать время человеку с аутизмом привыкнуть к обстоятельствам, относиться на равных).
(Дополнение схемы (на доске, слайде) «Что мы знаем об аутизме?» в форме таблицы, кластера и т.п. (можно другим цветом либо на противоположной стороне доски)
Педагог: Как вы поняли, этим детям трудно выразить свои желания и эмоции. Внешне они нам кажутся странными. Но мы должны их понять.
Я предлагаю вам поучаствовать в эксперименте. У меня есть наушники, в них вы услышите очень громкий шум улицы. Вы должны без рук, т.е. жестов показать окружающим то, что я вам написала на листочках. Участвуют только ваши глаза. В наушниках очень громкая музыка «шум улицы». Мы создадим условия, в которых находятся люди с аутизмом каждый день.
Итак, нужно изобразить «Мне страшно», «Я потерялся» и пр.
Проведение эксперимента
Педагог: Людям с аутизмом очень сложно, часто невозможно добиться понимания. Многие из них обладают повышенной чувствительностью к различным звукам. Они живут с этим всю жизнь и пытаются объяснить, что они чувствуют.
Просмотр видеоролика № 2 (http://www.ppms-ra.ru/index.php/regionalnyj-resursnyj-tsentr-ras?id=417 )
(Дополнение схемы (на доске, слайде) «Что мы знаем об аутизме?» в форме таблицы, кластера и т.п. (можно другим цветом либо на противоположной стороне доски)
Педагог: Предлагаю Вам поработать в парах (самостоятельно)
Подумайте, как мы видим со стороны человека с аутизмом и что происходит на самом деле, соедините по смыслу строчки из правого и левого столбиков
Что мы видим:
|
Что происходит на самом деле:
|
Капризного невоспитанного ребенка (кричит, кусается, убегает)
|
Приступ паники из-за каких-либо изменений в его жизни (новые вещи, другая еда, незнакомые люди, игрушки и т.д.) Невозможность указать на источник боли и беспокойства
|
Повторяющиеся слова, звуки, словосочетания (без осознания смысла) |
Быстрая утомляемость при слуховой нагрузке, расстройство понимания речи |
Повторяющиеся движения тела или повторяющиеся действия с объектами (раскачивание, ходьба по кругу, закрывание ушей, глаз и т.д.) |
Утрата ощущений |
Самоагрессия (бьет себя по голове, кусает, тянет за волосы, причиняет себе вред) |
Один из способов себя успокоить, отвлечь |
Несколько вариантов ответов детей зачитываются
Педагог: Если вы видите сильную истерику у ребенка, не спешите с выводами о плохом воспитании, она может быть следствием специфических трудностей при аутизме. Пожалуйста, не критикуйте родителей и ребенка, а предложите помощь.
Многие выдающиеся личности страдали различными формами аутизма. Среди них: Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Вольфганг Моцарт, Кант, Сократ, Чарльз Дарвин, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Пикассо и другие великие люди.
III. Подведение итогов
Педагог: Каждый ребенок нуждается в любви, принятии и поддержке. Дети с аутизмом нуждаются в этом как никто другой. Они хотят общаться с нами!
Рефлексия
Ребята, а вам знаком человек, изображённый на этом фото?
Да, это знаменитый Ник Вуйчич. У него нет аутизма, но это человек с очень сложной судьбой. У него нет рук и ног, но при этом он заражает миллионы людей жаждой жизни.
Подводя итог классного часа, выберите одну из цитат Ника Вуйчича, отражающую ваше отношение к проблеме восприятия людей с аутизмом:
-Все мы можем найти друг в друге что-то плохое или несовершенное. Но я предпочитаю искать крупицы золота.
-В мире много проблем, которые меня не коснулись. Я уверен, что моя жизнь в тысячу раз легче, чем жизнь многих людей.
-Вовсе не обязательно затевать грандиозные проекты, чтобы сеять добрые семена. Даже малые дела могут многое значить для другого человека.
-Одна из величайших радостей жизни — стать частью чего-то большего, чем твоя собственная жизнь и личный опыт.
-Станьте другом, когда вам нужны друзья. Дарите надежду, когда сами нуждаетесь в ней.
Педагог: А теперь обратите внимание на таблицу (схему, кластер). Слева ваши представления об аутизме в начале нашего занятия, а справа ваши знания и представления об аутизме, полученные на протяжении классного часа. Я надеюсь, что эта информация будет полезна и вы сможете ею воспользоваться.
Спасибо за внимание!